Нарушения в деятельности нервной системы и ЖКТ во время крупозной пневмонии

Наряду с изменениями сердечно-сосудистой системы большое значение имеют изменения нервной системы: поражение нервной системы наблюдается во всех случаях крупозной пневмонии. Жалобы на головную боль, плохой сон обычны; нередко наступает спутанное сознание, бред. Бред может быть наиболее выражен на высоте лихорадки, иногда он появляется только во время кризиса, в отдельных случаях—после кризиса. Бред обычно более выражен ночью; в некоторых случаях он наблюдается только ночью. Иногда наступает моторное беспокойство, буйство, больной пытается бежать из палаты; в состоянии помраченного сознания он может покончить с собой, иногда выбрасывается из окна. Чем тяжелее протекает, заболевание, тем более выражены бредовые явления; они особенно сильны у алкоголиков, у которых может развиться полная картина так называемой белой горячки (delirium tremens). Довольно часто у больных в начале заболевания обнаруживаются явления менингизма в виде небольшой ригидности затылка, нерезко выраженного симптома Кернига, гиперестезии кожи. При пункции спинномозгового канала цереброспинальная жидкость вытекает в этих случаях под повышенным давлением, но остается прозрачной. Может развиться и пневмококковый менингит, но он рассматривается как осложнение крупозной пневмонии. В некоторых тяжелых случаях периодически отмечается отсутствие зрачковых и пателлярных рефлексов.

Органы пищеварения. Аппетит обычно отсутствует. О рвоте уже говорилось. Язык часто сухой, иногда с коричневатым или даже черным налетом; в тяжелых случаях больной с трудом высовывает язык. Живот вздут вследствие метеоризма, который стоит в связи с парезом сосудов.

Отмечаются запоры. Печень увеличена, что может зависеть от недостаточности кровообращения, а также от токсического поражения ее. В тяжелых случаях крупозной пневмонии наблюдается желтуха (билиозная пневмония), обусловленная не только токсическим поражением печени, но и увеличенным распадом эритроцитов в воспаленных участках легкого.

В крови обнаруживают лейкоцитоз до 15000—20000 в 1 мм3 и больше. Отсутствие лейкоцитоза отмечается чаще в случаях, тяжело протекающих и дающих высокую смертность (в 60—80% заболеваний). Лейкоцитоз, однако, может отсутствовать и в очень легких случаях. Лейкоцитарная формула показывает анэозинофилию и резкое преобладание нейтрофилов (до 80—90%) с отчетливым увеличением палочкоядерных, иногда появление миэлоцитов (2—3%). Oтмeчaeтcя тромбопения. Количество эритроцитов падает, возможно, за счет задержки воды. Реакция оседания эритроцитов ускорена. После кризиса количество лейкоцитов быстро возвращается к норме; увеличивается содержание лимфоцитов, моноцитов, появляются эозинофилы.