Исход при протекании гангрены и абсцесса легких

Абсцесс и гангрена легкого могут дать самый различный исход. Гангрена может привести к смертельному исходу, даже в первые дни заболевания, что при абсцессе наблюдается крайне редко. Лишь острое легочное кровотечение или прорыв в плевру может и при абсцессе закончиться смертью на первой-второй неделе заболевания. Острая гангрена легких заканчивается смертью в 30—50% случаев; при локализации поражения в верхней доле смертность выше. Абсцесс легкого заканчивается смертью приблизительна в 25% случаев. Иногда, наоборот, уже через 1 —2 недели после начала заболевания наступает выздоровление, и так как оно наступает до применения какого-нибудь специального лечения, то в этих случаях говорят о самоизлечении. При абсцессах раннее выздоровление наблюдается довольно часто, при гангрене — лишь в виде исключения. В большинстве случаев (это относится как к гангрене, так и к абсцессу) заболевание затягивается на несколько месяцев, причем в тех случаях, где наступает выздоровление, оно даже при своевременном применении правильного лечения наступает обычно не раньше чем через 1,5— 2 месяца.

Не следует забывать, что к решению вопроса о полном выздоровлении надо подходить с большой осторожностью. О полном излечении можно судить не только на основании хорошего общего состояния, нормальной температуры, отсутствия мокроты, но и на основании рентгеновского исследования; одним из таких показателей полного выздоровления является также стойкое снижение до нормы реакции оседания эритроцитов.

Наконец, третьим исходом абсцесса и гангрены легкого является переход в хроническую форму. Такой исход встречается чаще, чем об этом думают, ибо в ряде случаев исход ошибочно принимается за полное излечение там, где на самом деле течение абсцесса или гангрены приобрело хронический характер. Хронические абсцессы дают различную клиническую картину. В одних случаях налицо отчетливые клинические проявления. Развиваются прогрессирующее похудание, бледность. Температура изменчива: в отдельные дни нормальна, но большей частью субфебрильна, а иногда на несколько дней повышается и более значительно. Больной кашляет и выделяет небольшое, а иногда значительное количество мокроты (до 100—150 см3 и больше); мокрота в некоторых случаях становится зловонной, в ней периодически (а иногда и постоянно) обнаруживаются эластические волокна. Исследование крови показывает нарастающее гипохромное малокровие, небольшой нейтрофильный лейкоцитоз (до 9 000—12 000), ускоренную реакцию оседания эритроцитов. Отмечаются боли в суставах, могут быть, и артриты с небольшой припухлостью суставов.

В других случаях хронического течения наблюдается гораздо меньше клинических явлений. У больного может быть хорошее общее состояние, он считает себя здоровым, но незначительный кашель с мокротой и особенно временами появляющийся гнилостный запах мокроты говорят о неполном излечении. Даже при благополучном течении может наступить внезапное резкое ухудшение, обусловленное заносом гнойного эмбола в мозг или обострением местного процесса, дающим снова картину острого абсцесса или острой гангрены. При хроническом абсцессе, а также хронической гангрене рано или поздно развивается амилоидоз внутренних органов с дальнейшим переходом в амилоидно-липоидный нефроз.