Диагноз острого паренхиматозного гепатита

Диагноз острого паренхиматозного гепатита основывается главным образом на желтухе, увеличении печени и селезенки, повышенной уробилинурии.

Дифференциальный диагноз сводится главным образом к исключению механической и гемолитической желтухи. Против механической желтухи говорит отсутствие приступов коликообразных болей, длительной ахолии, повышенная уробилинурия и положительная проба с галактозой. Гемолитическая желтуха, исключается на основании интенсивности желтухи, билирубинурии и характера билирубина крови, дающего прямую реакцию, в то время как для гемолитической желтухи характерна непрямая реакция. Калькулезный холецистит может вызвать, однако, и сопутствующую паренхиматозную желтуху, тогда имеется обычно одновременно и холаигит с характерными изменениями дуоденальной желчи, которая мутна и содержит во всех порциях (А, В и С) много лейкоцитов. К острому паренхиматозному гепатиту может также присоединиться холецистит и холангит, но при этом в анамнезе отсутствуют приступы печеночной колики.

Прогноз обычно благоприятный. В более тяжелых случаях предсказание определяется степенью недостаточности печени, поэтому функциональные пробы могут быть использованы для решения вопроса о тяжести заболевания. В частности, прогноз ухудшается при большой интенсивности желтухи (билирубинемия больше 10—12 мг%) и явлениях токсического поражения центральной нервной системы: при наличии большой апатии, сонливости или, наоборот, возбужденного состояния. Прогноз плох, если острый паренхиматозный гепатит перешел в острую желтую атрофию печени. В некоторых случаях возможно развитие цирроза печени.

Лечение и профилактика. Больному предписывается постельный режим, в каждом, даже самом легком случае болезни. Это в значительной степени предупреждает тяжелое течение заболевания.

В лечении острого паренхиматозного гепатита центральное место занимает диета. Общий калораж должен соответствовать физиологическим нормам: не должно быть ни переедания, ни голодания. Нужно увеличить число приемов пищи, но не перегружать печень обильными количествами пищи. Большинство клиницистов резко ограничивает белки, совершенно исключая из рациона животный белок, в частности, мясо. Это основывается на известных экспериментах лаборатории И. П. Павлова с мясным отравлением собак по 1—2 г ежедневно в течение 5—6 дней.

Назначается также карлсбадская соль (ежедневно по чайной ложке натощак в стакане горячей воды), которая оказывает легкое желчегонное действие. Забота о возможно лучшем оттоке желчи имеет смысл с точки зрения противодействия вторичному инфицированию желчных путей. Этим объясняется хорошее действие и дуоденального зондирования.

Во время зондирования необходимо ввести первый раз 40 см3 33% раствора сульфата магнезии, после чего больной лежит с зондом еще хотя бы час, а затем промывают двенадцатиперстную кишку 200 см3 5% теплого (37о) раствора сульфата магнезии. Такое зондирование, помимо желчегонного и послабляющего эффекта, оказывает хорошее действие и на катар двенадцатиперстной кишки. Зондирование повторяют через 6—10 дней (некоторые клиницисты рекомендуют повторять его через 3—4 дня). При зуде хорошее действие оказывают теплые ванны (34—35°), атропин (1% раствор по 5—6 капель 2—3 раза в день), внутривенные вливания сернокислой магнезии (5 см3 20% раствора), обтирания 2% раствором фенола; зуд нередко уменьшается под влиянием дуоденального зондирования.

Профилактика сводится главным образом к рациональному, достаточному и регулярному питанию; правильное питание поддерживает сопротивляемость печени по отношению к токсическим воздействиям и предупреждает острые диспепсии. Борьба с алкоголизмом, предрасполагающим к развитию острого паренхиматозного гепатита, является также важнейшим профилактическим мероприятием. Наконец, важно обратить внимание на немедленное лечение всякой, даже мало выраженной диспепсии; при острой диспепсии лучше всего тут же принять большую дозу (10—15 г) активированного угля; связывание углем токсических продуктов, введенных с пищей или образующихся в результате диспепсии, и удаление этих токсических веществ из кишечника—все это в состоянии, возможно, предупредить развитие паренхиматозного гепатита.

2. Сальварсанная желтуха

Этиология. То, что желтуха развивается часто лишь через 1,5—2 месяца после окончания лечения новарсенолом, дало повод некоторым клиницистам отрицать патогенетическую роль сальварсана в данном заболевании и связывать его исключительно с влиянием на печень сифилитической инфекции; поэтому говорили не о сальварсанной, а о сифилитической желтухе. Однако эта точка зрения опровергается тем, что желтуха развивается иногда после лечения новарсенолом больных малярией или возвратным тифом. Таким образом, нельзя отрицать роли сальварсана в этиологии данной формы паренхиматозного гепатита, но в то же время ей нельзя приписывать исключительное значение. Часто приходится наблюдать, что у сифилитика, прошедшего лечение новарсенолом, желтуха развивается лишь вслед за присоединением нового добавочного фактора (острой алкогольной интоксикации, острой диспепсии). Мы приходим, следовательно, к выводу, что в этиологии сальварсанной желтухи, кроме сальварсана, играют роль и другие факторы, вызывающие поражение печени, именно сифилитическая инфекция, малярия, возвратный тиф и другие заболевания.