Для гинекологических операций пользуются преимущественно кетгутом, шелк же применяют исключительно для зашивания кожи или пузырных свищей, для зашивания прямой кишки при полном разрыве промежности. Никогда не накладываются погружные шелковые лигатуры. Для соединения краев кожной раны кроме шелка используются металлические скобы.
От стерильности шовного материала в значительной степени зависит исход операции. Наблюдались случаи смертельных перитонитов и сепсиса в результате пользования недостаточно простерилизованным шовным материалом. Стерильность кетгута и шелка (особенно кетгута) должна быть проверена при помощи бактериологических методов (посевов) и время от времени (но систематически) должна проверяться и в дальнейшем.
Посев проводят в условиях, соответствующих обстановке при операции, т.е. в операционной на инструментальном столике стерильными инструментами, в перчатках и в маске.
В операционной (у операционной сестры) должен быть журнал (тетрадь), куда заносится дата и результаты исследования кетгута на стерильность. Шелк стерилизуется как марля и прочий материал в автоклаве и в стерильном виде хранится в стерильной банке с 95° спиртом. Благодаря такому способу приготовления достигается полная стерильность шелка и он совершенно не раскручивается (не размочаливается).
Для операции подготавливают определенное количество кетгута. Оставшийся после операции неиспользованный кетгут обычно кладут отдельно. Остатками кетгута обычно пользуются для малых гинекологических операций, причем и эти остатки должны время от времени подвергаться бактериологическому контролю. Используются обычно четыре номера кетгута (0,1,3,4).
Никто, кроме операционной сестры, не имеет права вынимать из банок кетгут или шелк.