В клинической картине легочного рака большое место занимают симптомы, обусловленные метастазами, которые могут появиться уже тогда, когда основное заболевание еще не дало никаких клинических проявлений. Симптомы, обусловленные метастазами, могут быть первыми, заставляющими больного обратиться к врачу: такие случаи приходится наблюдать довольно часто.
Характерную клиническую картину дают метастазы в железы переднего и заднего средостения. Они вызывают симптомы сдавления верхней полой вены, n. phrenici, n. laryngei recurrentis. Сдавление верхней полой вены вызывает набухание шейных вен, цианоз и отечность лица, шеи, отечность кожи и подкожной клетчатки на груди, расширение кожных и подкожных вен на передней поверхности грудной клетки. Сдавление n. phrenici может вызвать паралич диафрагмы и в результате высокое стояние ее. Сдавление n. laryngei recurrentis приводит к параличу голосовых связок и к охриплости голоса. Большие железы переднего средостения могут сдавить трахею и тогда появляется характерный трахеальный «лающий» кашель. Большие железы, заднего средостения оказывают иногда давление на нервные корешки спинного мозга, и тогда у больного появляются сильнейшие боли в груди. Наконец, может быть сдавлен пищевод, что приводит к затруднению глотания. Такая же картина может получиться и при прорастании в средостение первичного рака медиастинального отрезка главного бронха, причем первичная раковая опухоль может остаться маленькой, дающей мало симптомов. Клиническая картина такой формы карциномы с прорастанием в средостение или, что чаще бывает, с метастазами в железы средостения настолько ярка и закономерна, что некоторые клиницисты не без основания называют эту форму медиастинальной формой первичного рака легких.
Довольно часто наблюдаются метастазы и в другие лимфатические железы: в надключичные, шейные и подкрыльцовые, и обнаружение таковых имеет значение для диагностики. Такие метастазы могут сдавить плечевое нервное сплетение. В результате сдавления появляются сначала невралгические боли, распространяющиеся по всей верхней конечности и усиливающиеся обычно при движениях; часто обнаруживаются болевые точки в надключичных впадинах (точки Эрба). Позже присоединяется парез и даже паралич мышц всей верхней конечности с последующей атрофией мышц. Наконец, может развиться синдром Горнера: энофтальм, птоз и сужение зрачка. Симптомы плексита могут быть обусловлены и давлением на плечевое сплетение непосредственно самой опухоли, если последняя расположена в верхней доле легкого.
Излюбленной локализацией метастазов являются, далее, кости и в особенности позвоночник, головной мозг, печень и надпочечники.
Метастазы в позвоночник сказываются обычно болями в области соответствующих позвонков и, кроме того, невралгическими болями, обусловленными давлением этих метастазов на нервные корешки спинного мозга. Локализуясь чаще в поясничном отделе позвоночника, метастазы эти вызывают ишиалгические боли; в редких случаях может наступить даже сдавление спинного мозга и обусловить паралич нижних конечностей. Метастазы в позвоночник возникают часто в начальной стадии заболевания. В более поздних стадиях отмечаются иногда метастазы в ребра, которые могут вызвать сильные боли, симулирующие межреберную невралгию; порывистая перемена положения или неосторожное сдавление грудной клетки приводят иногда к перелому ребер.
Диагностика метастазов опухоли в позвоночник и ребра облегчается рентгеновским снимком.
Нередко приходится наблюдать метастаз в головной мозг, который в виде одиночной опухоли локализуется чаще всего в лобной доле. Этот метастаз может протекать бессимптомно или же он сказывается признаками поражения центральной нервной системы, например, сонливостью, апатией, головными болями и др.
При наличии метастазов в печени пальпация легко обнаруживает бугристость печени, обусловленную раковыми узлами.
При метастазах в надпочечники пальпация выявляет иногда увеличенную почку. Подчас наблюдается периодическая гематурия и даже типичнее приступы почечной колики. Чаще, однако, надпочечниковые метастазы остаются при жизни нераспознанными. Нужно упомянуть, наконец, о метастазах в сами легкие, а также в плевру. Метастазы в плевру вызывают часто картину плеврита (сухого или экссудативного). Метастазы же в легкие не дают обычно новых клинических проявлений за исключением редких случаев диффузного карциноматозного лимфангоита. Ограниченный карциноматозный лимфангоит встречается довольно часто и клинически ничем не проявляется. Диффузный же карциноматозный лимфангоит встречается редко; он распространяется на все легкое, иногда даже на оба легких и вызывает тяжелейшую одышку, резкий цианоз, кашель с кровянистой мокротой, повышение температуры до 39° и больше. При аускультации выслушивается обычно жесткое дыхание, разлитые сухие и влажные (мелкопузырчатые) хрипы. Присоединение такого распространенного лимфангоита приводит к смерти иногда уже через несколько дней, чаще через 3 — 4 недели.
Мы видим, таким образом, что клиническая картина, обусловленная метастазами рака легких, очень многообразна и часто затемняет симптомы основного заболевания. В этом кроется источник диагностических ошибок: метастазы принимаются за основное заболевание и диагностируется первичная опухоль средостения, первичная опухоль мозга, спондилит, радикулит и т. д. В то же время надо указать, что при наличии неопределенных изменений со стороны легких появление симптомов, указывающих на метастазы, облегчает правильную прижизненную диагностику первичного рака легких.
Течение первичного рака легких имеет много вариантов; оно зависит главным образом от вторичных воспалительных изменений в легком и плевре и от метастазов. Выраженная кахексия развивается редко, и смерть редко наступает от истощения. Смерть чаще наступает в связи с эмпиемой, абсцессом или гангреной или в связи с метастазами. В редких случаях смерть может наступить от удушения (сдавления трахеи) или от кровотечения. Длительность заболевания невелика; от появления первых симптомов болезнь длится полгода – год, редко больше 2 лет.
Диагноз. Диагноз базируется главным образом на признаках стеноза бронха; при рентгеновском исследовании рак легкого трудно дифференцировать от туберкулеза, потому что в ряде случаев последний сочетается с легочной карциномой. Во всех этих трудных с дифференциально-диагностической точки зрения случаях большое значение имеет выявление симптомов, указывающих на метастазы, а также динамическое наблюдение с повторной рентгеноскопией и рентгенографией. Чтобы не просмотреть легочную карциному, надо чаще думать об этой диагностике, особенно если у пожилого человека появляется: 1) кашель с кровянистой мокротой и боль в груди при нормальной или субфебрильной температуре, 2) затяжной экссудативный плеврит с нормальной или субфебрильной температурой без смещения сердца в здоровую сторону, 3) атипично протекающий абсцесс легкого, 4) боли в позвоночнике и ишиалгические боли, 5) признаки, указывающие на опухоль мозга.
Прогноз. Прогноз, конечно, плохой, особенно в позднем периоде болезни.
Лечение. Лечение симптоматическое. Радикальное хирургическое лечение в виде резекции целой доли легкого вместе с карциномой может быть применено лишь у немногих больных; известны единичные операции с благоприятным исходом. Имеются попытки лечения рентгеновскими лучами.