Лечение бронхиальной астмы преследует две задачи: купирование асматического приступа и предупреждение новых приступов. Купирование астматических приступов обычно легко достигается атропином, а еще лучше адреналином; оба эти средства через воздействие на вегетативную нервную систему (атропин—на блуждающий нерв, адреналин—на симпатический) приводят к прекращению спазма бронхиальной мускулатуры:
Rp. Sol. Atropini sulfurici 1% 1,0
D. t. d. N. 10 in amp.
S. По 0,5 – 1 см3 для подкожного впрыскивания
Rp. Sol. Adrenalini hydrochlorici 1% 1,0
D. t. d. N. 10 in amp.
S. По 0,5 – 1 см3 для подкожного впрыскивания
При первых приступах можно попробовать ограничиться подкожной инъекцией 0,5 см3 раствора адреналина. Через 5 – 10 минут после инъекции адреналина больной чувствует резкое облегчение и приступ постепенно стихает. При очень тяжелых приступах, при status asthmaticus, нужно ввести одновременно солянокислый эфедрин 5% – 0,5 см3 и солянокислый адреналин 1% – 0,5 см.
Предупреждение новых приступов представляет более сложную задачу. К ее решению мы подходим двумя путями: а) воздействием на сенсибилизацию организма, б) воздействием на вегетативную нервную систему.
Воздействие на сенсибилизацию. Там, где аллерген связан с профессией больного, нужно настаивать на перемене профессии, если нет возможности в пределах той же профессии прекратить контакт больного с веществом, которое играет роль аллергена. Задача предупреждения новых приступов облегчается и в тех случаях, когда путем расспроса или кожной пробой удается выявить аллерген, вызывающий приступы; в этом случае аллерген нужно удалить из обихода больного (удалить домашних животных, «повинных в приступах», исключить яйца из пищи больного, если установлено, что они играют роль аллергена, и т. д.).
Там, где природа аллергена установлена, но удалить его из обихода больного мы не в состоянии, нужно прибегнуть к специфической десенсибилизации. Это относится, в частности, к бактериальным аллергенам. Бронхиальная астма может, например, возникнуть в результате сенсибилизации бактериями, вегетирующими в бронхах и поддерживающими хронический бронхит. В этих случаях нужно приготовить вакцину из мокроты больного, и, если при кожной пробе она дает положительную реакцию, приступить к десенсибилизации. Для этой цели больному повторно, с пятидневными или семидневными интервалами, делают 10 -15 подкожных инъекций той же вакцины в медленно возрастающей дозе, начиная с 0,1 см3 и дойдя до 1 см3 (в 1 см3 вакцины содержится 100 000 000 бактериальных тел).
Во многих случаях выявляется не моновалентная, а поливалентная сенсибилизация, поэтому приходится прибегать к неспецифической десенсибилизации. К методам неспецифической десенсибилизации относится лечение пептоном. Применяют 5% раствор пептона в виде внутримышечных или подкожных инъекций, начиная с 0,3 см3; через четырехдневные или пятидневные интервалы повышают медленно дозу до 1 – 1,5 см3, проделав, таким образом, всего 10 – 15 инъекций. Лечение эритемными дозами кварца и рентгенотерапию надо также рассматривать, по-видимому, как неспецифическую десенсибилизацию. Американцы описывают хорошие результаты от неспецифической десенсибилизации очень маленькими дозами гистамина.
Таким образом, исходя из аллергической теории бронхиальной астмы, терапевтическая ‘тактика сводится к следующему: 1) удаление аллергена из обихода больного там, где природа аллергена установлена и где это возможно, 2) специфическая десенсибилизация там, где природа аллергена установлена, но где удаление его из обихода больного не представляется возможным, 3) неспецифическая десенсибилизация там, где «виновный» аллерген не обнаружен.
Десенсибилизирующая терапия дает в общем благоприятные результаты, если ее проводить настойчиво. Все же в ряде случаев она оказывается недостаточной, а иногда и вовсе не помогает, особенно если специфический аллерген не обнаружен и если, кроме того, имеется настолько большая возбудимость вегетативной нервной системы, что приступы развиваются без участия специфических аллергенов или аллергенов вообще. В этих случаях на первый план выступает воздействие на вегетативную нервную систему. Впрочем, последний путь терапии должен быть использован во всех случаях.
Воздействие на вегетативную нервную систему преследует задачу снизить возбудимость прежде всего блуждающего нерва, а также его центра. Мы видели, что в реализации астматического приступа большую роль играют волокна блуждающего нерва; следовательно, понижая его возбудимость, мы затрудняем эту реализацию. Возможно, что понижением возбудимости блуждающего нерва мы снижаем и сенсибилизацию организма. Таково обоснование воздействия на вегетативную нервную систему. Лучшим средством в этом направлении является эфедрин:
Rp. Ephedrini hydrochlorici 0,025—0,05
Sacchari albi 0,2
M. f. p. D. t. d. N. 6
S. По 1 порошку 2—3 раза в день
В отличие от адреналина эфедрин очень эффективен и при приеме внутрь, притом он обладает более длительным действием. Рекомендуется начать применение эфедрина во время астматических приступов и продолжать в течение 10 – 15 дней по прекращении приступов.
Рекомендуют длительное применение атропина, но для получения определенного эффекта нужны довольно большие дозы, которые из-за сухости во рту и значительного расстройства аккомодации плохо переносятся.
В ряде случаев неплохие результаты дает хлористый кальций:
Rp. Sol. Calcii chlorati 10% 10,0 Sterilis!
D. S. Для внутривенного вливания по 5—10 см3
Хлористый кальций особенно показан в тех случаях, где содержание кальция в крови снижено; в этих случаях нарастание кальция легко достигается при одновременном применении гормона паращитовидных желез – гормона Коллипа – паратиреокрина по 20 единиц в день, т. е. по 1 см3, в течение 15—20 дней:
Rp. Parathyreocrini 1,0
D. t. d. N. 6 in amp. S. Вводить внутримышечно по 1 см3 pro die
Можно рекомендовать следующий план терапии: 1) при наличии приступов начать лечение с эфедрина; 2) при соответствующих показаниях, например, при выраженной вегетативной стигматизации, присоединить вливания хлористого кальция; 3) если количество кальция крови снижено, присоединить инъекции паратиреокрина; 4) после 15—20 дней такого лечения перейти к десенсибилизирующей терапии. Это, конечно, лишь схема, которая должна в каждом случае конкретизироваться в зависимости от индивидуальных особенностей.
Не следует забывать еще об йодистом калии, который уже давно с успехом применяется при бронхиальной астме. Назначают его в 3% растворе по 1 столовой ложке 2—3 раза в день. Йодистый калий особенно показан при бронхиальной астме, протекающей с хроническим бронхитом (сухим катарром). Механизм его действия при данном заболевании недостаточно ясен. Некоторые думают, что благоприятное действие йодистого калия связано с наступающей под его влиянием гиперфункцией щитовидной железы (Зеленин); действие его можно также объяснить способностью йодидов разжижать секрет бронхов.
Имеет значение, наконец, и климатическое лечение. Реакция больных на климатическое лечение, однако, чрезвычайно индивидуальна. Многие больные хорошо себя чувствуют на горных климатических станциях. Другие отмечают более благоприятные результаты от пребывания на южном побережье моря, что отмечается особенно у больных, у которых бронхиальная астма сопровождается сухим бронхитом. Наконец, никогда не следует забывать о психотерапии, которая в ряде случаев оказывает весьма мощное действие; сюда же следует отнести и рекомендуемое некоторыми лечение дыханием (дыхательная гимнастика).