В детском возрасте железистые изменения в период возникновения первичного комплекса очень часто являются причиной клинического симптомокомплекса (синдрома), описанного А. А. Киселем.
Этот синдром состоит из общих явлений, вызываемых туберкулезной интоксикацией. При этом отмечается бледность кожных покровов, слабость, исхудание, плохой аппетит, отставание в росте и развитии, нередко субфебрильная температура. Местные проявления заболевания обнаруживаются в виде гиперплазии медиастинальных и периферических, особенно шейных, лимфатических желез и это дополняет общую клиническую картину.
В более тяжелых случаях при опухолевидных поражениях паратрахеальных и бронхиальных желез возникают выраженные местные симптомы, которые зависят от сдавления увеличенными бронхиальными железами нервных стволов: анизокория (вследствие повреждения симпатического нерва), тахикардия (давление на блуждающий нерв). У детей в раннем возрасте наблюдается ателектаз вследствие сдавления податливых бронхиальных путей массивными туберкулезными железами, которые на патологоанатомическом препарате выглядят, как вареные каштаны, а иногда достигают размеров картофеля. Иногда наблюдается значительное расширение кожных вен вследствие сдавления венозных стволов средостения. При этом бывает резкий, лающий (коклюшеподобный кашель), свидетельствующий о раздражении увеличенными бронхиальными железами дыхательных путей. В этих случаях обычно выявляется положительная реакция на туберкулин, ускорение реакции оседания эритроцитов и токсический ядерный сдвиг гемограммы влево.
Диагноз и диференциальный диагноз. Чаще всего это заболевание встречается в детском возрасте. Нередко это отстающие в развитии дети, хотя следует всегда помнить, что не только туберкулезная интоксикация может быть причиной таких болезненных явлений: так, например, следует иметь в виду состояние верхних дыхательных путей, так как при наличии аденоидных разращений в носоглотке или при хронических тонзиллитах нередко возникают симптомы, сходные с проявлениями туберкулезной интоксикации.
Встречаются случаи, когда выраженный туберкулез бронхиальных желез находят у внешне здоровых, цветущих детей, и только отдельные вспышки с лихорадочным состоянием или случайный осмотр выявляют наличие заболевания. Перкуссия и аускультация дают мало опорных пунктов для диагноза. Изредка находят укорочение перкуторного звука на ограниченном участке во втором межреберном промежутке справа, парамедиастинально, вследствие значительного увеличения паратрахеальной группы лимфатических желез, на что указывал еще Филатов. Существенным подспорьем является рентгеноскопия, не только дорзовентральная, но фронтальная и в косых положениях; при этом ретрокардиальное пространство, обычно прикрытое тенью сердца, становится доступным глазу исследующего врача. Рентгенография еще более уточняет данные рентгеноскопии. Таким образом, положительная туберкулиновая проба, наличие общих явлений, в первую очередь субфебрильная или нормальная температура, прерываемая вспышками (лихорадочные скачки), описанные выше местные проявления поражения с выраженными рентгенологическими данными, особенно в случаях, которые принадлежат к семьям, где имеются больные открытым туберкулезом легких, приведут к правильному суждению.
Отмечены случаи, когда анатомические вариации нормального легочного корня считались патологией. Картина легочных корней может резко меняться в зависимости от кровенаполнения. При застойных явлениях в малом кругу кровообращения, вследствие недостаточности двустворчатого клапана или стеноза левого предсердно-желудочкового отверстия, корни легких становятся массивными и широкими. Воспалительная инфильтрация в области легочного корня при пневмониях и ангине также является причиной расширения тени легочного корня. Тени, связанные с патологически измененными бронхиальными железами, часто круглые, нередко сопровождаются междолевыми плевритами и швартами. Опухолевидные железы иногда очень хорошо видны при снимке в профиль. Иногда железы не видны, так как они покрыты массивным прикорневым инфильтрированием (перифокальным воспалением).
При дифференциальном диагнозе необходимо помнить о происходящих изменениях желез, связанных с другими инфекциями (например, при кори, коклюше), а у взрослых надо иметь в виду бронхогенный рак и лимфогрануломатоз. Контакт с туберкулезным больным, положительная туберкулиновая проба, течение заболевания, картина крови помогают решению вопроса.
Что касается нетуберкулезных поражений, то при раке легких нередко наблюдается вторичная анемия, при лимфогрануломатозе имеется небольшая эозинофилия вместе с выраженными другими клиническими явлениями, например, множественное увеличение желез, кожный зуд и пр.
Предсказание и лечение. Предсказание тяжелое при наличии больших пакетов казеозных желез у грудных детей. Чем старше ребенок, тем предсказание лучше. Небольшие изменения со стороны бронхиальных желез без резко выраженной интоксикации обычно уступают рациональному режиму и лечению, причем главное в таких случаях — это разумное физическое воспитание детей, пребывание на воздухе с обязательным двухчасовым покоем на веранде после обеда, осторожные закаливающие процедуры в виде частичных обтираний по утрам холодной водой всего тела, разнообразный богатый жирами (рыбий жир) и витаминами стол. Рекомендуется строго дозированное облучение, где имеются больные открытым туберкулезом легких, приведут к правильному суждению. Следует помнить о возможности диагностических ошибок, прежде всего в связи с неправильной трактовкой данных рентгенологического метода исследования кварцевой лампой (при отсутствии легочных изменений — периаденитов — и истощения). В легких случаях пребывание в лесных школах приносит огромную пользу. Дневные санатории и площадки при туберкулезных диспансерах прекрасно обеспечивают наблюдение за такими больными.