Не подлежит сомнению, что любая форма расстройства сердечного ритма может возникнуть на психонервной почве. Представляется лишь спорным вопрос, в какой мере необходимо для возникновения нарушения ритма, кроме импульса со стороны психонервного аппарата, также анатомическое или по крайней мере биохимическое изменение самого миокарда. Во всяком случае патологоанатомические процессы в сердечной мышце (миокардоцирроз) и нарушение обмена в ней (при малокровии, тиреотоксикозе, табачном отравлении и пр.) предрасполагают к тому, чтобы сердце ответило расстройством ритма на психогенное влияние. Так, например, при токсической аденоме щитовидной железы мерцательная аритмия может явиться результатом только одного нарушения обмена в мышце сердца, однако иногда приступы мерцания следуют у таких: больных непосредственно за каким-нибудь душевным волнением. То же можно сказать и относительно других форм аритмии.
Клиника. Нервные сердцебиения – обычный спутник многих психоневрозов. При этом обычно и объективно обнаруживается тахикардия. Реже сердцебиения имеют чисто субъективный характер, так как тахикардия при этом не обнаруживается. Больной испытывает резкие удары сердца о грудную клетку. При аускультации определяются громкие тоны, расстояние между ними (систола желудочков) укорочено. Возможно, что такая картина является выражением повышенного тонуса усиливающего нерва Павлова (сердечная ветвь симпатического сплетения). Совсем нечасто под влиянием аффекта (страха, гнева) сердечная деятельность замедляется (брадикардия). Наиболее обычной находкой у вегетоневротиков бывает экстрасистолическая аритмия – то в виде отдельных перебоев, то в виде накопленных экстрасистол. Больные обычно чувствуют эти перебои и испытывают неприятные ощущения, которые связаны или с преждевременным толчком сердца, или с его остановкой компенсаторной паузой). Возникая иногда под влиянием испуга, экстрасистолическая аритмия в дальнейшем служит источником новых страхов, страхов за свое сердце. Это состояние становится крайне тягостным, если врач, как это иногда, к сожалению, случается, вместо успокоения больного, наоборот, фиксирует его внимание на экстрасистолах и даже обучает его, как их находить. Иногда под влиянием аффекта вспыхивает настоящий приступ пароксизмальной (экстрасистолической) аритмии. Нам известны случаи, когда душевное потрясение, наоборот, может прекратить такой приступ.
Диагноз. Психогенная этиология аритмии устанавливается на основании анализа всех клинических данных: общего психоневроза и указаний на зависимость возникновения нарушений ритма от душевного состояния больного.
Прогноз. Предсказание зависит от возможности устранения всей совокупности условий, указанных при изложении этиологии и патогенеза.
Лечение и профилактика. Кроме укрепляющих и успокаивающих нервную систему средств, о которых говорилось в разделе о кардиалгии, прибегают к мероприятиям, указанным в главе об аритмиях. Среди лекарств наибольшего успеха можно ждать от хинина и, в частности, от бромистого хинина. При тиреотоксикозе хинин необходимо сочетать с микродозами йода.
Rp. Chinini bromati 0,15 – 0,2
М. f. p. D. t. d. in oblat. N. 30 S. 2 раза в день по 1 облатке после еды (5 дней принимать, 5 дней перерыв)
Rp. Iodi puri 0,1 Каlii iodati 0,2 Aquae destiliatae 10,0
MDS. По 5 капель 3 раза в день после еды на молоке в течение 3 недель