Распознавание недостаточности двустворчатого клапана возможно на основании систолического шума у верхушки, митральной конфигурации сердца, умеренного усиления сердечного толчка и акцента на втором тоне легочной артерии.
Распознавание органической недостаточности двустворчатого клапана, неосложненной сужением левого предсердно-желудочкового отверстия; представляет большие трудности. Систолический шум у верхушки сердца очень часто появляется вследствие мышечной недостаточности клапана на почве органических или функциональных поражений миокарда. Систолический шум может говорить в пользу органического повреждения двустворчатого клапана только в том случае, если носит грубый и музыкальный характер. Под влиянием физического напряжения этот органический шум обычно усиливается, в то время как так называемые функциональные шумы нередко становятся слабее или вовсе исчезают. Острый ревматизм в анамнезе говорит в пользу ревматического поражения клапанах исходом его в недостаточность. Систолический шум при далеко зашедшем артериосклерозе чаще, чем при ревматическом кардите, указывает на относительную недостаточность в связи с миокардиоциррозом, чем на обезображивание самого клапана. Что касается митральной конфигурации сердца (указывающей главным образом на увеличение левого предсердия), то она более выражена при ревматическом пороке (за счет нераспознанного стеноза). При нем обычно и акцент на втором тоне легочной артерии также бoлee силен.
Прогноз. Прогноз в связи со сказанным также неопределенный, но в общем вполне благоприятный. Он становится сомнительным лишь после того, как начинают обнаруживаться признаки расстройства циркуляции (декомпенсации). Однако и здесь приходится считаться с тем, что митральные пороки, если они в общем декомпенсируются легче и быстрее, чем аортальные, то и компенсируются вновь лучше, чем последние.
Вопрос о том, следует ли с самого начала поставить больного с описываемым пороком в условия ограниченной нагрузки, не должен решаться схематически, в виде общего положения, а оцениваться в каждом отдельном случае вполне конкретно с учетом существующей возможности трудоустройства. Профессий тяжелого физического труда и профессий, требующих большого нервного напряжения, следует все же избегать, несмотря на неоднократно наблюдаемые случаи сохранения полной трудоспособности при подобных профессиональных нагрузках. Оценка степени инвалидности также будет зависеть не только от формального определения порока и результатов функционального испытания, но и от всей совокупности условий труда и быта.
Лечение и профилактика. Лекарственная терапия при отсутствии явлений декомпенсации обычно излишня; к ней приходится прибегать лишь в случае малокровия (железо, мышьяк) и нервных наслоений. При явлениях легкой возбудимости сердца особенно охотно назначают бромистый хинин.
Rp. Chinini bromati 0,1
D. t. d. N. 12 in oblatis
S. По 1 облатке 3 раза в день
Rp. Ferri hydrogenio reducti 1,0
D. t. d. N. 30
S. По 1 порошку 2 – 3 раза в день
Rp. Natrii arsenicici 0,3
Sol. Acidi carbolici 0,25% 30,0 (Solutio arsenicalis Golubowi) / Sterilis!
MDS. Подкожно от 0,2 до 1 см3
В нашем распоряжении нет средств, предупреждающих развитие клапанных поражений при ревматизме. Применение больших доз салицилового натрия, по-видимому, понижает частоту ревматических вальвулитов. Правильный уход во время эндокардита, щадящий главным образом сердечную мышцу, может обеспечить в дальнейшем более благоприятное течение порока. Профилактика склеротической недостаточности митрального клапана заключается во всей сложной системе профилактики артериосклероза. Специальной оценки требует вопрос о роли физических нагрузок. На основании физиологических данных следует признать правильным применение определенных мускульных напряжений в качестве мероприятия, укрепляющего сердечный мускул. В такой же мере важно поддержание на достаточной высоте тонуса нервной системы, «бодрости духа», внушением определенного оптимизма в смысле отношения к наступившему дефекту в сердце.