В ангио-кардиологии этот отдел наименее разработан: здесь обнаруживается вся условность понятия «невроз». Если преходящие ангиоспазмы и ангиопарезы (сосудистые кризы), как правило, обусловлены психонервными или рефлекторными влияниями, то длительные ангиоспазмы (артериолоспазмы) в основе своей имеют более гуморальные (эндокринно-обменные), чем нервные, факторы. Невро-гуморальная «перестройка» организма при так называемом аллергическом его состоянии выражается нередко в исключительной реактивности и неустойчивости (лабильности) вегетативной нервной системы. При этом возникают и ангиоспазмы, и ангиопарезы, и так называемый ангионевротический местный отек. В описываемую ниже группу преимущественно сосудистых вегетосиндромов мы ввели и ряд разновидностей мигрени, главным образом потому, что эта своеобразная болезнь, малоизвестная терапевтам, имеет черты тех вегетосиндромов, которые относятся к этой же категории явлений (стенокардия, гипертоническая болезнь и другие вегетоневрозы), с которыми она нередко сочетается.
Этиология и патогенез. Психоневрозы обусловливают главным образом преходящие ангиоспазмы или ангиопарезы, которые могут быть вызваны и рефлекторно (при температурном воздействии на кожу, при болевых ощущениях в различных органах и др.), а также возникать в связи с острыми интоксикациями (например, чрезмерным курением на протяжении нескольких часов). Нарушение функций желез внутренней секреции (главным образом яичников и щитовидной железы) служит причиной вазомоторных расстройств при климактерическом периоде у женщин и при базедовой болезни. Этиология и патогенез болезни Рейно и эритромелалгии неизвестны. В отношении симптомокомплекса Шарко-Эрба (перемежающаяся хромота) можно сказать то, что в известном периоде имеется только функциональный, периодически наступающий ангиоспазм, который возникает все чаще по мере развития артериосклероза и в дальнейшем может привести к тромбозу какой-нибудь артерии ноги. Что касается мигрени и ангионевротического отека, то, помимо наследственности, придается большое значение аллергии. Однако, по крайней мере в отношении обычной (простой) мигрени, признаются и другие этиологические факторы. Кроме указанного уже выше эндокринного (овариального или плюригландулярного) расстройства, отмечаются еще интоксикации при болезнях печени, особенно желчного пузыря. Патогенез мигрени сложен: наряду с ангиоспазмом или ангиопарезом наблюдается ангионевротический отек (например, вестибулярного аппарата при ушной мигрени) и повышение внутричерепного давления.
Игра вазомоторов (внезапное побледнение, чаще покраснение, «приливы»), свойственная нормальным эмоциям, принимает беспокоящий характер лишь у особо предрасположенных к этому лиц (erythaema ex pudore), а также у женщин в климактерическом периоде. Продолжительный ангиопарез может вызвать тягостные ощущения полноты в голове, затрудняющие умственную деятельность, особенно в тех случаях, когда нарушено кровообращение в мозгу и мозговых оболочках.
Описываются следующие клинические синдромы.
1. Мигрень простая (hemicrania simplex). Общеизвестное болезненное состояние заключается в сильной боли, чаще одной половины головы. Боль иногда возникает приступообразно, остро и также внезапно (самопроизвольно или под влиянием тех или других мероприятий) оканчивается рвотой или полиурией (большим количеством бледной мочи, по составу и удельному весу почти не отличающейся от воды – urinа spastica), или дрожью, мучительной зевотой, потоотделением и пр. Приближение мигрени иногда знаменуется рядом продромальных явлений типа эпилептической ауры (неопределенная тревога, тошнота, зрительные расстройства, шум в ушах, галлюцинации обоняния и др.), в течение которой приступ может быть предупрежден (покойным положением и приемом analgetica). Болевой симптом (а также и сопровождающие явления) может быть краток и не достигать значительной силы или, наоборот, превращаться в настоящий status hemicranicus, укладывающий больного в кровать в состоянии крайней адинамии, жажды абсолютного покоя (малейший шум и даже свет усиливает боль). Неопределенная тревога у некоторых больных перерастает в тяжелый страх.
Различают две формы мигрени: 1) hemicrania angiospastica, характеризующаяся побледнением лица, похолоданием конечностей, и 2) hemicrania angioparalytica, характеризующаяся покраснением лица и ощущением жара в нем. Первая, форма наблюдается значительно чаще.
Весьма характерным признаком мигрени является отмеченная выше неустойчивость, «игра» вазомоторов в межприступном периоде и колебания кровяного давления во время приступа. В межприступном периоде кровяное давление обычно находится на низком уровне; во время же приступа оно чаще повышается, реже падает еще ниже исходного. Во время приступа повышается и давление спинномозговой жидкости. В крови нередко обнаруживаются изменения: во время припадка несколько нарастает количество лейкоцитов; после же приступа, как правило, появляется значительная лейкопения, которая нередки сопровождается умеренной эозинофилией, а также нарастанием эритроцитов и гемоглобина.
2. Мигрень глазная (hemicrania ophthalmica). Больной внезапно слепнет на один или на оба глаза. Полная слепота встречается редко, чаще же больной видит как бы через колеблющуюся сетку. При закрывании глаз ясно различаются «белые молнии», которые покрывают все поле зрения и находятся в постоянном движении (scotoma fugax -движующаяся, мерцааельная скотома). Впервые появившийся приступ «слепоты» крайне пугает больных. Однако его быстрое исчезновение (через 3 – 15 минут) указывает на легкость заболевания и успокаивает больных. При повторении приступа мерцательной скотомы больные стараются на 10 – 15 минут (если это возможно) принять спокойное положение, прервав работу. Глазная мигрень (migraine ophtalmique) или предшествует обычной (простой) мигрени, являясь как бы ее аурой, или, наоборот, заканчивает ее. Иногда же глазная мигрень является более легким эквивалентом обычной мигрени. Сопутствующие явления (полиурия, зевота и пр.) сравнительно редки. Следует упомянуть, что при гемикрании (простой мигрени) на противоположном глазу находили гемианопсию и сужение сосудов глазного дна.
3. Мигрень ушная. Кобрак назвал так известный симптомокомплекс, описанный Меньером (внезапное появление шума в ушах, головокружение с наклонностью к падению в одну сторону, нередко оканчивающееся тошнотой и рвотой). Меньер считал патологоанатомическим субстратом этого заболевания кровоизлияние (на почве артериосклероза) во внутреннем ухе (полукружные каналы). К тем же явлениям может повести и воспалительный процесс в лабиринте. В настоящее время едва ли можно сомневаться в том, что большинство припадков меньеровского типа не связано с кровоизлиянием, а развивается на почве вазомоторных расстройств или ангионевротического отека во внутреннем ухе. Ушная мигрень, подобно глазной, может сопутствовать простой мигрени или возникать в виде самостоятельного комплекса.
Интересно отметить, что между глазными и ушными феноменами, помимо их связи с простой мигренью, существует и другая взаимосвязь, заключающаяся в том, что через орган зрения (световой раздражитель) можно вызвать расстройство чувства равновесия, если заставить источник света двигаться в плоскостях полукружных каналов.
4. Акропарестезия – парестезия (ощущение зуда, ползания мурашек, доходящее до боли) в концах пальцев, которые иногда могут бледнеть («мертвый палец»). Сосудистая судорога, к которой предрасполагает главным образом охлаждение, длится недолго, но часто повторяется.
5. Перемежающаяся хромота (claudicatio intermittens). Заболевание было обнаружено сначала у лошадей, которые во время бега иногда поджимают одну ногу, сведенную судорогой вследствие ишемии от ангиоспазма. Шарко и Эрб описали такое же состояние у людей, вынужденных останавливаться из-за слабости, тяжести и потом настоящей боли, появляющихся на ходу в той или другой конечности. Подобно стенокардии перемежающаяся хромота чаще возникает при артериосклерозе, но может иметь и чисто функциональный (ангиоспастический) характер.
6. Акроцианоз (посинение пальцев), описанный Рейно, обычно появляется после стадии акропарестезии и бледных (мертвых) пальцев. Не вполне выяснено, что является ведущим в данном симптомокомплексе: ангиоспазм, за которым следует венозный стаз, или, наоборот, первичное расширение венозного колена капилляров, сдавливающее артериальную ветвь. За этим вторым (синюшным) периодом, в течение которого отмечаются трофические изменения на коже и ногтях, может развиться гангрена, правда, довольно поверхностная, лишь редко ведущая к отпадению целых фаланг.
7. В качестве очень редкого заболевания описывается эритромелалгия (erythromelalgia) -вазодилятаторный невроз: приступы болезненного покраснения пальцев рук и ног, а также других частей, длительно соприкасающихся с влажным холодом. Заболевшие места нередко оказываются потными. Иногда эта форма заболевания развивается вслед за вазоконстрикторным неврозом.
8. Под названием ангионевротического, или острого ограниченного отека Квинке описал внезапно наступающее припухание различных областей кожи, чаще всего на конечностях и лице, которые иногда значительно обезображиваются, особенно в случае, если отек приобретает синеватый оттенок. Иногда эта припухлость зудит подобно высыпям крапивницы, которая и является прототипом этого заболевания. По прошествии нескольких часов или нескольких дней отек исчезает, с тем, чтобы появиться вновь на том же или на другом месте. Локализация страдания на слизистой оболочке носа вызывает так называемый вазомоторный насморк с острым набуханием раковин (эрекция раковин), сопровождающимся мучительным чиханием и отделением в обильном количестве почти водянистой жидкости. Спускаясь ниже по дыхательным путям, процесс может вызвать очень опасный отек голосовой щели.
Как уже указывалось выше, некоторые из описанных здесь заболеваний (как, например, мигрени, перемежающаяся хромота, акропарестезии) иногда сочетаются с гипертонической или гипотонической болезныо, стенокардией и другими сердечными неврозами, создавая очень пеструю и еще мало очерченную картину вегетосиндромов с преобладанием сердечно-сосудистых явлений.