Данное достаточно часто встречающееся заболевание в ряде случаев имеет в своей основе, помимо переедания и малоподвижности, эндогенные нарушения регулирующей роли центральной нервной системы и эндокринных органов.
Ожирение чаще встречается у женщин. Имеет значение и возраст; хотя ожирение наблюдается во всех возрастах, но у детей оно наблюдается редко и большая часть случаев падает на возраст от 35 —40 лет и выше.
Патогенез ожирения сложен, не во всех случаях одинаков и еще недостаточно выяснен. Центральная и периферическая нервная система, эндокринные органы и жировая клетчатка—вот те основные звенья, функциональные нарушения которых приводят к ожирению.
Основные вегетативные центры, регулирующие жировой обмен, расположены в межуточном мозгу, в области серого бугра. Хорошо известно, что поражения межуточного мозга, обусловленные, например, энцефалитом, сифилисом и пр., могут довольно быстро привести к ожирению.
Большую роль в регуляции жирового обмана играет гипофиз. Известно, что удаление у собак гипофиза вызывает ожирение. Клиника также хорошо знает гипофизарные ожирения, обусловленные поражением передней доли гипофиза; сюда относится dystrophia adiposo-genitalis, а также болезнь Кушинга. Имеются указания, что ожирение может быть обусловлено еще гиперфункцией поджелудочной железы (инсулярного аппарата). Под влиянием инсулина усиливается аппетит, задерживается вода в тканях и нарастает содержание жира в крови; последнее объясняется поступлением жира из печени в кровь. Кроме того, при введении инсулина с сахаром дыхательный коэффициент становится выше единицы, что указывает на переход углеводов в жир. В пользу патогенетического значения инсулярного аппарата приводится еще следующий факт: при ожирении у некоторых больных сахарная нагрузка вызывает вслед за гипергликемией значительную гипогликемию, что свидетельствует об увеличенном выбрасывании инсулина, т. е. об усиленной функции инсулярного аппарата.
Кроме гипофиза и поджелудочной железы, на жировой обмен оказывает влияние щитовидная железа и половые железы. При гипотиреозах, как известно, снижается основной обмен, падает потребление кислорода, однако сгорание жира не нарушается и ожирение возникает редко. Половые железы оказывают влияние на жировой обмен через гипофиз.
В развитии ожирения, кроме центральной нервной системы и эндокринных органов, большое значение имеет функция подкожной клетчатки, ее повышенная склонность к накоплению и задерживанию жира (липофилия). Бергман отводит липофилии центральное место.
Многообразие форм ожирения объясняется многообразием патогенетических факторов, из которых в одних случаях преимущественную роль может играть центральная нервная система, именно межуточный мозг—диэнцефалическое ожирение, в других—те или иные эндокринные органы, в третьих местная липофилия; при этом чаще все эти патогенетические факторы тесно связаны между собой и определение в каждом случае конкретной роли , каждого из этих факторов представляет большие трудности.
Еще труднее ответить на вопрос о непосредственных механизмах, лежащих в основе ожирения. Ясно, конечно, что всякое ожирение является результатом того, что количество поступивших с пищей калорий превышает трату организмом тепловой энергии. Жировые отложения в этих случаях происходят прежде всего из жиров пищи; другим источником для жировых отложений являются углеводы; образование жира из белков происходит в столь ничтожных размерах, что не имеет практического значения. Переедание и малоподвижный образ жизни ведут к ожирению. Но не менее чем в 50% случаев ожирение развивается без переедания и среди ожирелых не так редко приходится встречать людей достаточно подвижных. Нельзя поэтому жировые отложения рассматривать как результат простых энергетических нарушений.
Напрашивается мысль – не связано ли ожирение с понижением окислительных процессов. Правда, основной обмен у большинства больных нормален, лишь в 15—20% случаев он ниже нормы, а приблизительно в 25% случаев даже выше нормы. Специфически-динамическая функция пищи у большинства больных также не нарушена. Исследования Бернгардта показали, однако, что если у больных с ожирением исследовать газообмен не только натощак, а в течение суток, то у многих из них отмечается периодическое падение потребления кислорода. Эти периоды, которые Бернгардт назвал негативными фазами, были отмечены особенно после небольшой физической работы, после приема пищи и во время сна; у больных ожирением негативные фазы выявлялись главным образом в периоды общего нарастания веса. Из этих исследований можно было бы сделать вывод, что ожирение стоит в связи с экономным сгоранием, с экономным расходованием тепла, что ожирение, следовательно, связано со своеобразным типом траты энергии. Все эти представления не вышли еще, однако, из стадии предположений.
В образовании жировых отложений известную роль играет и уменьшение теплоотдачи, которое обусловлено тем, что богатая жиром подкожная подкладка является плохим проводником тепла. Этот фактор является уже не причиной, а следствием ожирения.
Необходимо указать, наконец, на то, что при ожирении, кроме жирового обмена, нарушен и водно-солевой обмен. Нарушение это связано с гидрофилией подкожной жировой клетчатки. Содержание воды в жировой ткани может дойти до 70% ее общего веса. Нужно помнить поэтому, что значительное и быстро наступившее падение веса больных, страдающих ожирением, связано в первую очередь с потерей воды, а не с уменьшением самой жировой ткани.
Патологическая анатомия. Жировые отложения особенно обильны в подкожно-жировой клетчатке и в сальнике. Большие отложения жира наблюдаются также в подплевральной и медиастинальной клетчатке, в области эпикарда, вокруг почек. В эпикарде жир расположен особенно у верхушки сердца и вокруг правых его отделов; жир проникает и в самую толщу сердца, раздвигая мышечные волокна; в конце концов, мышечные элементы сердца становятся тоньше. Печень увеличена в размере, на разрезе имеет желтоватый цвет; под микроскопом видна жировая инфильтрация печеночных долек, особенно периферических клеток. Жировая инфильтрация отмечается и в других внутренних органах; в частности, в поджелудочной железе жировые элементы расслаивают железистую паренхиму и могут привести к атрофии лангергансовых островков.