Центральное место в клинической картине бронхиальной астмы занимают астматические приступы. Они наступают обычно ночью, часто неожиданно, иногда после неясных предвестников в виде ощущения стеснения в груди, затрудненного дыхания. Больной вскакивает с постели, садится, упираясь локтями; иногда он подбегает к окну, надеясь свежим воздухом облегчить свое дыхание. Вид больного испуганный. Кожа лица становится бледной, цианотичной, иногда покрывается потом. Дыхание затруднено (как вдох, так и особенно выдох) происходит с большим усилием, при напряжении вспомогательных дыхательных мышц, и сопровождается сухими дискантовыми и басовыми хрипами, слышными на расстоянии. Количество дыханий в 1 минуту обычно уменьшено; пульс учащен и малого наполнения. Через некоторое время после начала приступа больной начинает отделять в небольшом количестве мокроту, что предвещает близкий конец приступа. С окончанием приступа выделяется много светлой мочи.
В свежих случаях бронхиальной астмы приступы большей частью короткие – от нескольких минут до получаса; в дальнейшем они становятся более продолжительными, упорными, затягиваясь на несколько дней, даже недель; может развиться status asthmaticus.
У некоторых больных во время приступа, а иногда перед ним температура повышается до 37,5—38—38,5°, что может явиться поводом к ошибочной диагностике пневмонии; температура эта связана, по-видимому, с нарушениями терморегуляции центрального происхождения. Вместе с окончанием приступа температура приходит к норме.
Исследование легких во время приступа обнаруживает коробочный перкуторный звук, отсутствие тупости в области, соответствующей расположению сердца, иногда отсутствие высокого тимпанита в области Траубе и низкое стояние границ легких; все эти признаки указывают на вздутие легких. При аускультации прослушивается большое количество сухих хрипов при ослаблении, часто при отсутствии дыхательных шумов; особенно характерны высокие свистящие хрипы или хрипы, напоминающие писк, которые слышны главным образом во время выдоха.
У многих больных все эти изменения полностью ликвидируются вместе с окончанием приступа, но у некоторых, страдающих частыми приступами, признаки бронхита и эмфиземы обнаруживаются нередко и между приступами.
Мокрота при бронхиальной астме имеет ряд особенностей. Она может полностью отсутствовать – «сухая астма». Изредка наблюдается выделение большого количества жидкой мокроты (до 0,5—1 л в сутки) – «влажная астма» (asthma humidum). Наиболее часто наблюдается во время приступа (обычно к концу) выделение с кашлем небольшого количества слизистой, тягучей мокроты. В сероватых комочках этой мокроты иногда даже макроскопически удается рассмотреть спирально закрученные завитки слизи; это спирали Куршмана. Микроскопически в мокроте обнаруживаются, кроме спиралей Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена и эозинофильные клетки (рис. 2). Спирали Куршмана имеют вид блестящих спирально извитых ленточек, образовавшихся из густой слизи в спастически сокращенных бронхиолах. Кристаллы Шарко-Лейдена имеют вид остроугольных октаэдров и представляют собой продукт распавшихся эозинофилов. Эозинофильные клетки, обнаруживаемые в мокроте с наибольшим постоянством, указывают на аллергический характер внутрибронхиальной экссудации.
Со стороны крови для бронхиальной астмы характерна эозинофилия. Она наблюдается у большинства больных и сильнее всего выражена в межприступном периоде; количество эозинофилов достигает 6-10% и больше. Во время приступов, особенно если они носят упорный и тяжелый характер, количество эозинофилов крови падает.
Отмечаются признаки расстройства вегетативной нервной системы: живая сосудистая реакция кожи (лицо легко краснеет; бледнеет), выраженный дермографизм, потливость (часто влажные руки), положительная реакция Ашнера (замедление пульса после надавливания на глазное яблоко) и др. Многие больные жалуются на боли в животе, запоры или наклонность к ним. Иногда наблюдается типичная картина так называемой слизистой кишечной колики (colica mucosa), что также связано с дистонией вегетативной нервной системы. Многие больные жалуются на головные боли, носящие характер мигреней. Нередко отмечается наклонность к ипохондрии, неврастения.
2. Мокрота при бронхиальной Видны спирали Куршмана, зллы Шарко-Лейдена иэозино-филы (по Штегелину).
Течение болезни очень разнообразно. Между приступами могут быть очень большие интервалы, во время которых больной может чувствовать себя совершенно здоровым. Иногда, наоборот, наблюдается тяжелое течение с чрезвычайно упорными, затяжными приступами (status asthmaticus), доводящими больных до истощения и отчаяния.
У некоторых астматические приступы наступают регулярно только весной.
У женщин часто большое влияние на течение заболевания оказывает функциональное состояние половых желез; в предменструальном периоде астматические приступы могут стать более частыми, во время беременности они нередко исчезают, во время климактерического периода они могут принять самый различный характер – у одних протекать более тяжело, у других, наоборот, совсем прекращаться.
У некоторых больных развивается хронический бронхит, эмфизема и астматические приступы теряют свой типичный характер; они наступают реже, не так интенсивно, чаще отмечается нерезко выраженное астмоидное состояние. При такой картине заболевания диагносцируется обычно лишь хронический бронхит, но микроскопия мокроты выявляет большое количество эозинофилов, кристаллы Шарко-Лейдена и спирали Куршмана. Если наряду с этим отмечаются нерезкие кратковременные астматические приступы, протекающие иногда в виде приступов кашля, то нужно считать, что больной страдает бронхиальной астмой, которая замаскирована хроническим астматическим бронхитом и эмфиземой. Расспрос этих больных показывает, что, несмотря на то, что заболевание протекает с самого начала как хронический бронхит, они раньше страдали типичными приступами бронхиальной астмы. Из-за наличия эозинофилов в мокроте этот бронхит называют эозинофильным катарром; мы относим его к категории аллергических бронхитов.
У таких больных с течением времени наступают вторичные изменения со стороны сердца, обусловленные главным образом эмфиземой. Эти изменения могут привести к недостаточности кровообращения и в этой стадии одышка уже может быть связана и с недостаточностью миокарда. Таким образом, некоторые больные, страдавшие бронхиальной астмой, становятся в конце концов сердечными больными.