Хронический аллергический бронхит может наблюдаться у больных с типичными приступами бронхиальной астмы или без таковых. Характерными являются жалобы больных на затрудненное дыхание и кашель. В покое затрудненное дыхание иногда незаметно, но оно выявляется часто уже при обычном разговоре. Кашель носит иногда приступообразный характер. Осмотр и перкуссия выявляют эмфизему легких. Выслушивается жесткое или ослабленное дыхание с удлиненным выдохом и много музыкальных (сухих), преимущественно дискантовых, хрипов. Аллергический бронхит может протекать в виде сухого катарра. Часто больные выделяют с кашлем тягучую слизистую мокроту с обильным содержанием эозинофилов в комочках слизи, с кристаллами Шарко-Лейдена и спиралями Куршмана; это «эозинофильный катарр бронхов. У больных с такими катаррами обычно находят эозинофилию и в крови.
К аллергическому надо, по-видимому, отнести бронхит, сопровождающийся кашлем с обильным отделением жидкой мокроты до нескольких сот кубических сантиметров в сутки (bronchitis pituitosa). Мокрота эта напоминает иногда кровяную сыворотку, и некоторые клиницисты даже называют такой бронхит серозным. Но жидкая мокрота, отделяемая этими больными, состоит из слизи с ничтожным содержанием белка, чем опровергается предположение о возникновении мокроты вследствие пропотевания в просвет бронхов сыворотки крови. Связь этого типа бронхитов с аллергией можно допустить на основании того, что обильное отделение мокроты такого же характера наблюдается у некоторых больных при типичном приступе бронхиальной астмы, получившей название asthma humidum («влажная астма»). Некоторые клиницисты допускают, что такого характера бронхит может развиться в результате поражения блуждающего нерва.
Больные на кашель вовсе не жалуются или кашляют очень мало, а аускультация дает отчетливые признаки изменения в бронхах—жесткое дыхание, разлитые сухие хрипы, а также влажные незвонкие мелкопузырчатые хрипы в нижних частях легких (с обеих сторон). Перкуторных изменений либо нет, либо при более выраженном застое определяется притупление перкуторного звука в нижних частях легких. ‘Значительная отечность легочной ткани приводит обыкновенно и ослаблению дыхательных шумов. Больные откашливают обычно небольшое количество серозно-слизистой мокроты. Часто мокрота имеет желтоватую окраску или содержит отдельные комочки, окрашенные в желтоватый цвет, что объясняется «клетками сердечных пороков»; это большие клетки с круглым ядром и вкрапленными в протоплазме пигментированными зернышками, содержащими железо (гемосидерин). «Клетки сердечных пороков» рассматриваются как десквамированный альвеолярный эпителий, но так как при гистологическом исследовании застойного легкого они обнаруживаются не только в альвеолах, но и в межуточной ткани, то в настоящее время высказывается взгляд, что это—моноциты или гистиоциты, содержащие включения гемосидерина. В мокроте может быть примесь крови; при застойном легком может возникнуть даже кровохаркание. Другой особенностью мокроты при застойном бронхите является большое содержание белка, что доказывает отечное происхождение бронхиального секрета. Большое содержание белка в мокроте отличает застойные бронхиты от других бронхитов. Выделение с кашлем слизисто-гнойной мокроты указывает на то, что к застою в бронхах присоединяется бронхит, обусловленный экзо- или аутоинфекцией. Рентгеновское обследование при застойном бронхите дает более выраженный легочный рисунок, увеличение и усиление гилюсной тени, что объясняется расширением кровеносных, может быть, и лимфатических сосудов. Наблюдается также диффузное затемнение вследствие отечности легочной ткани. Иногда рентгеноскопия и рентгенография застойного легкого выявляют в легочных .полях крупноочаговые тени, ошибочно принимаемые за пневмонические очаги, инфаркт или туберкулез; такие тени могут исчезнуть при улучшившемся диурезе, например, под влиянием меркузала. В отдельных случаях при застое в легких обнаруживаются рентгенографические изменения, напоминающие картину милиарного туберкулеза легких.