Лечение и профилактика абсцесса и гангрены легкого

Больные абсцессом или гангреной подлежат стационарному лечению. При этом рекомендуется тщательное проветривание помещения, в котором находятся больные. Мокроту нужно собирать в хорошо закрываемую плевательницу с дезодорирующими и дезинфицирующими веществами (на дно плевательницы насыпается нафталин или наливается 5—10% раствор перманганата калия).

Пища должна быть обильной, богатой витаминами. Об этом особенно следует помнить, принимая во внимание большую потерю больными белка с мокротой, а также длительность заболевания. В суточном рационе больного должно быть не менее 1,5—2 г белка на 1 кг веса.

В остром периоде заболевания гангреной или абсцессом легкого одним из основных методов лечения является лечение новарсенолом или миарсенолом. Всего необходимо провести 6—8 внутривенных вливаний с четырех-пятидневными интервалами (миарсенол вводится внутримышечно). Первый раз вводится 0,3 см3 новарсенола с тем, чтобы в случае хорошей переносимости при последующих вливаниях увеличить дозировку до 0,45—0,6.

Больного необходимо, кроме того, настойчиво приучать принимать время от времени то положение в постели, которое сопровождается наибольшим отделением мокроты. Под влиянием лечения новарсенолом у многих больных мокрота уже через несколько дней становится менее зловонной и затем совсем теряет запах, количество ее уменьшается, температура падает, общее состояние улучшается. Новарсенол оказывает благоприятный эффект прежде всего на гнилостный характер процесса, так как ранним признаком его положительного действия является отчетливое уменьшение зловонного характера мокроты. Новарсенол лучше действует при абсцессах с выраженным гнилостным характером мокроты.

Благоприятный терапевтический эффект от новарсенола некоторые клиницисты объясняют его специфическим спириллотропным действием на фузи-спирохетный симбиоз. Взгляд этот, однако, недостаточно обоснован, ибо хорошее действие новарсенола наблюдалось и в тех случаях, где эти возбудители отсутствовали. Может быть, объяснение хорошего лечебного действия новарсенола надо искать в наступающем под влиянием мышьяка повышении резистентности легочной ткани, что противодействует дальнейшему распространению гнилостного процесса.

Из больных, леченных новарсенолом, выздоравливают приблизительно 50%; у некоторых больных наблюдается нестойкое улучшение, а приблизительно в 25% случаев новарсенол эффекта не оказывает и не препятствует прогрессированию заболевания.

До последнего времени не прекращаются поиски новых методов лечения.

Хорошие результаты дают повторные (3—4) переливания крови (одногруппной); следует начать со 100—150 см и постепенно увеличивать дозу до 200—250 см3.
Имеются указания на успешные результаты от применения в остром периоде заболевания рентгенотерапии, также от терапии электрическим волнами ультравысокой частоты (УВЧ), но эффективность этих методов еще недостаточно проверена. Хорошее действие оказывает иногда бронхоскопия с отсасыванием гноя и последующим вливанием в полость гнойника 0,5% раствора антипирина. Недавно было предложено лечить больных с абсцессом и гангреной легких внутривенными вливаниями спирта с одновременным применением инсулина, но в остром периоде абсцесса или гангрены результаты лечения спиртом, несомненно, уступают результатам лечения новарсенолом. То же надо сказать относительно лечения этих больных внутривенными вливаниями раствора бензойнокислого натрия.

Оперативное лечение дает, к сожалению, высокий процент смертности (от 20 до 50); при гангрене процент смертности еще больше. Подобные результаты не заставляют торопиться с хирургическим лечением, но при соответствующих показаниях операцию не следует надолго откладывать, ибо среди истощенных больных, естественно, процент послеоперационной смертности больше. Нужно придерживаться следующего правила: каждого больного обязательно подвергать сначала интенсивному лечению в терапевтический клинике; в случае, если в течение 0,5 – 2 месяцев это лечение оказалось малоуспешным (или же безуспешным), больной должен подвергнуться операции. Срок в 0,5 – 2 месяца достаточен для того, чтобы сказался положительный эффект лечения. Иногда приходится прибегнуть к операции и раньше. Показанием для более ранней операции являются: 1) тяжелое течение абсцесса или гангрены, когда в течение 1 —2 недель температура не падает и больной быстро истощается, и 2) прорыв абсцесса или гангрены в плевральную полость с развитием пиопневмоторакса. Показанием к операции является также хронический абсцесс или хроническая осумковавшаяся гангрена.

Лечение хронического абсцесса или хронической осумковавшейся гангрены в терапевтической клинике приводит редко к выздоровлению. Лечение новарсенолом дает в ряде случаев временное улучшение. Переливания крови дают иногда неплохие результаты. Нестойкий эффект дают ежедневные внутривенные вливания 33% спирта по 25 см3; в то же время подкожно вводится инсулин по 5—10 единиц 2 раза в день; такое лечение проводится в течение 15—20 дней. Внутривенные вливания 15—20 см3 10% бензойно-кислого натрия дают в лучшем случае лишь временный эффект, оказывая некоторое дезодорирующее влияние на мокроту. При обильном выделении мокроты, при дурном запахе некоторую помощь оказывает терпингидрат с кодеином:
Rp. Codeini puri 0,015—0,03
Terpini hydrati 0,5
M. f. p. d. t. d. № 6
S. По 1 порошку 3 раза в день

Другие авторы с той же целью назначают внутрь скипидар или его препараты (0,1 terebinthinae pro uso interno, Terpineol), креозот, креозотал, но эти препараты скоро обусловливают диспептические явления (изжогу, тошноту, отрыжку); назначение препаратов скипидара противопоказано при недостаточности почек.

Профилактика легочных нагноений сводится к устранению или ослаблению предрасполагающих факторов; в этом отношении имеет значение борьба с алкоголизмом, систематическое лечение диабетиков, правильный режим и правильное лечение всех острых и хронических заболеваний легких и бронхов, особенное внимание к острым пневмониям у стариков, борьба с послеоперационными легочными осложнениями. Необходимо, кроме того, помнить об опасности аспирации в дыхательные пути пищевых частиц при кормлении тяжело больных, находящихся в бессознательном состоянии, а также больных с параличом глотательных мышц.